Воспитание ненасилия в семье.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами,
обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу,
обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали
поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и
нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем
детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.
Как много сердечного тепла было загублено из-за
неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не
происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать,
прощать, любить. Любить тоже надо уметь
и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это
дефицит ласки. Родители не находят
времени, забывают, а может быть, даже стесняются приласкать своего ребенка
просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей,
особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные
примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу проходили
мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных,
мужественных, беспощадных воинов. Или
индийские племена, где 4-летних мальчиков отправляли в другой лагерь, где
воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов,
следопытов. Индейцы считали, что мальчики должны расти далеко от матери, не
зная ее нежности и ласки. Такое
воспитание обусловливалось особенностью
жизни индийских племен.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с
детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку,
сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы.
Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия,
угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории
неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образованием и
воспитательным цензом. К категории
неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если
родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками,
обилием игрушек, разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы
используют простой и эффективный путь: физическое насилие. Последнее чаще всего применяется матерями,
нежели отцами. Мать обычно вымещает на
детях накопившееся утомление и раздражение. СООСД наблюдается в 3 раза реже к
девочкам, чем к мальчикам. Последние более подвижны, своим бегом и криками
раздражают родителей.
Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от
дефицита времени у взрослых. Возникла
проблема детей, как обузы, шире стали применятся физические воздействия.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными
идеалами, дальними и близкими целями,
эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье
ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах,
огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна
давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют
хитрить и приспосабливаться.
С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья,
ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек
вырос, становится моделью его будущей семьи.
Знают ли они
нас?
Как же не знать? Если мы с ребёнком – с первого дня
его жизни, то и он с нами ровно столько же. Но у нас позади – целая жизнь, а
вся его жизнь – с нами и в нас. Для детей взаимоотношения с родителями – фактор
«выживания», они биологически значимы: взрослые его выкармливают, открывают
ребёнку окружающий предметный мир, создают первую социальную среду, задают
образцы человеческих взаимоотношений. А начинает – мама.
Психологи, педиатры и детские психиатры солидарно
считают: благополучное психическое развитие ребёнка в большей степени определяется
ранним опытом эмоциональных отношений с матерью или (иногда так
бывает) с любым взрослым, заменяющим маму.
Известный французский психолог Анри Валлон писал:
«Зависимость от матери очень рано делает ребёнка чувствительным к нему
окружающих людей, а также и их ответам на проявления его собственных чувств».
Попробуем же присмотреться, какие «знаки» чаще всего в
ходу в семье, что они сообщают ребёнку о взрослых и о том, как они относятся
друг к другу и к ребёнку. Предлагаем несложное задание:
Оцените, пожалуйста, следующие характеристики вашей
семьи (можно по 3-х, 5-ти бальной системе, можно просто «на глазок»):
Доброжелательность – недоброжелательность.
Четкость – не чуткость.
Искренность – неискренность.
Внимательность – безразличие.
Сочувствие – отчуждённость.
Деликатность – бестактность.
Ласка – грубость.
Спокойствие – раздражительность.
Уважение – унижение.
Заинтересованность – равнодушие.
Дружелюбие – враждебность.
Прощение – обидчивость.
Доверие – недоверие.
А теперь попробуем продолжить эту работу: оцените, в
какой мере то или другое из этих супротивных качеств ребёнок проявит: в
общении домашними; с товарищами; в школе; с малознакомыми людьми.
Вероятно, одно это «исследование» поможет вам понять, «таким ли уродился»
ребёнок, как вы его часто укоряете, или многое всё же от взрослых…
Есть «программа-минимум», которой с рождения
ребёнка следует большинство родителей (во всяком случае, те, кто заслуживает
так называться): накормить, обиходить, уберечь от опасностей. Любая мама знает,
как и очень быстро научиться кормить голодного ребёнка и обеспечить ему чисто
физический комфорт; а вот как развивать, удовлетворять потребности в
активности, как ею управлять, куда направлять – знают и умеют не все. И ещё
чаще не знают, как сделать, чтобы опека не превратилась в муштровку, чтобы
забота не угнетала ребёнка, чтобы его первоначальный опыт был наполнен любовью,
нежностью, добротой.
Как это сделать? Продолжим наш самоанализ; теперь
постарайтесь ответить ещё на несколько вопросов:
- Свойственно ли вам вести с собственным
ребёнком разговоры «на свободные темы»?
- Способны ли вы к сотрудничеству со своим
ребёнком?
- В какой форме вы требуете от ребёнка
чего-либо? Приказа, просьбы, делового предложения?
- Как часто вы говорите своему ребёнку
такие слова, как «спасибо», «пожалуйста»?
- Принято ли в вашей семье извиняться
перед ребёнком, если вы его обидели, или несправедливо наказали, или унизили?
- Часто ли вы наказываете своего ребёнка,
за что и как?
- А как вы одобряете его поведение, его
дела, поступки?
- Знаете ли вы, каких родителей любят
дети, а на каких и за что обижаются?
- Знаете ли вы, что думает о вас ваш
ребёнок, какого он о вас мнения?
Каков самый типичный ответ на эти вопросы? Боюсь, он
может оказаться следующим: «У меня нет времени разговаривать
на «свободные темы»: только о школе успеваю спросить, и то не
всегда…»
Увы, диалоги взрослых и ребёнка так часто бедны и
лексически, и эмоционально, и тематически; даже о погоде говорится обычно с
«практической» точки зрения; надо одеваться теплее или можно и без куртки…
Воспитательные словесные реакции взрослых – это, как
правило, короткие, запретительные, жёсткие, формальные, даже с оттенком
карательности и угроз.
79-81 процент взрослых очень редко или
никогда не употребляют в своём лексиконе слова «извини», «спасибо»,
«пожалуйста», «не можешь ли ты мне помочь» и т.д.
А вот ответы на вопрос «Знаете ли вы, что
думает о вас ваш ребёнок?»: «Странный вопрос…», « Не знаю и не интересуюсь»,
«Примерно знаю», «А что они могут думать – у них на уме одни жвачки», « Не
думают ничего – малы ещё, чтобы о родителях своё мнение иметь», « А зачем это
знать?» и т.д.
Но ведь вам же интересно, а иногда и очень важно
знать, что думают о вас ваши партнёры по работе, по личной жизни? – «Да, но это
совсем другое дело? Ребёнок не может быть партнёром!»
А между тем, знать надо бы… И если мы попробуем
сопоставить, какие именно знания необходимы, то может получиться вот такая
таблица:
Ребёнку надо бы знать:
- чем интересуются его родители;
- о чём они мечтают;
- что читают;
- с кем дружат или общаются;
- как и где они завоёвывают свой человеческий
авторитет (где их любят, ценят, уважают и за что);
- где и кем работают;
- любят ли свою работу;
- какое у них здоровье;
- какие интересы, вкусы, привычки;
- какие у них заботы и проблемы.
Родителям надо бы знать:
- чем интересуется ребёнок;
- о чём мечтает;
- что читает;
- с кем дружит, враждует, просто общается;
- где, среди кого и как самоутверждается;
- какую позицию занимает в классе, во дворе;
- любит ли школу;
- каких учителей уважает, каких нет;
- какое здоровье;
- какие интересы, вкусы, привычки;
- какие привычки.
А главное – сужается «поле общения»; вечное: «поел?»,
«уроки выучил?», «свитер надел?» до тошноты надоедает и детям, и (признаемся)
нам самим. Общение, сведённое к нескольким таким «позициям», становится
тягостным, «дежурным». Что ж удивляться, что дети, не зная, чем мы им
интересны, и не представляя, чем они, кроме этих дежурных «пунктов», могут быть
интересны нам, бегут из дома к друзьям, а то и просто на улицу. А ведь мы им
очень интересны: вспомните бесконечные вопросы «почемучек»… Но когда вместо
ответа либо «отгоняют» (мол, ещё не поймёшь – лучше иди убери игрушки!), либо
переводят разговор в «воспитательное русло» («Знаешь, какая у меня работа, как
я устаю – и всё ради тебя!») – спрашивать больше не захочется.
А ведь ребёнок может вам очень помочь – даже и в тех
случаях, когда вы решаете взрослые проблемы. Помочь сочувствием, отзывчивостью,
вниманием к вашим заботам… Частая схема отношений: «маленький был такой
ласковый, а подрос – слова не добьёшься…» А ведь на самом - то деле и возможно,
и естественно иное: чем взрослее ребёнок, тем шире, глубже, разнообразнее
возможности общения и сотрудничества. В сущности, для этого надо только одно –
чтобы они знали нас; но знали не как «командиров», криком и угрозами непременно
настаивающих на своём; не как истериков, сходу переходящих от неумеренных
нежностей к мелочным упрёкам; не как нытиков, которые всего боятся; и не как
тупиц, которым всё безразлично. А как людей взрослых, отвечающих за свои слова,
владеющих собой, умеющих понимать и себя, и других. И не только понимать, но и
чувствовать; тогда вам не придётся тревожиться о «бесчувственности» ваших
детей. Великий русский педагог П.Ф.Лесгафт писал:
«Чем мягче и осторожнее обращаются с ребёнком, тем
большею разумной добротой и любовью он окружён, тем более мягким и любящим
человеком он является, тем с большей впечатлительностью он относится ко всему
окружающему и тем более он приучается руководствоваться правдой во всех своих
размышлениях и действиях».
Семья и проблема
трудных детей
Каковы особенности той
или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в
поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения. Они отражаются в
имеющихся 7 классификациях неблагополучных семей, где часто появляются
«трудные» дети.
Социологи
выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся,
распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет
согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой,
сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь,
что ее сплоченность – лишь видимость. По существу она лишь псевдосолидарная,
раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг
другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же
семья благополучная, а какая нет?
Психологи
и психиатры по-разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья
– это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя это и не
единственный критерий выделения неблагополучной семьи.
Какие
дефекты воспитания встречаются чаще всего?
Воспитание
«по типу Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не
любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий.
Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир
фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается
вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили,
старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой
хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему…
Еще
один вид дурного воспитания – гиперопека, или, как ее ныне многие называют,
гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная. При гиперопеке очень часто с
ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему
проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и
решительно.
Из
таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные,
привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои
житейские принципы. Ученые называют таких людей конфорными. Склонны такие люди
к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам
поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола.
Гипоопека
(гипопротекционизм) в наши дни встречается реже. Приводит она к безнадзорности,
замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью.
Неблагополучная
семья – неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни
более выносливые, другие – нет, одни ранимые, на все реагирующие, все
замещающие (особенно семейные неурядицы), а другим трын-трава, ничем их не
проймешь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым
не является. Стало быть, говорить о ребенке в неблагоприятной семье – значит
говорить о том:
какие бывают
неблагополучные семьи;
какие бывают дети со
своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные
чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
как отражается
семейное благополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на
всевозможные неблагоприятные факторы;
как больной ребенок
может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость,
нетерпеливость, т. е. превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою
очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;
что должны – хотя бы в
общих чертах – предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, - ведь он-то не
виноват, что живет в неблагополучных условиях.
Педагог
обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье
школьника, сохранять спокойствие, мужество и чувство собственного достоинства
независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.
Неблагополучная
для ребенка семья – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Разные
бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья
– ребенок» имеет право рассматривать как благополучная или неблагополучная.
Дефекты
воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи.
Одним
из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и
душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Из-за этого зловещего
явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще
отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей, попадают в
детские дома и т. д.
Чтобы
были благополучными дети, должны быть благополучными их родители.
Каковы особенности той
или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в
поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения. Они отражаются в
имеющихся классификациях неблагополучных семей.
Л. С.Алексеева
различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная,
педагогически некомпетентная и асоциальная семьи
З.В.Баерунас выделяет
варианты воспитательных ситуаций в семье, которые способствуют появлению
отклоняющегося поведения: 1)отсутствие сознательного воспитательного
воздействия на ребенка; 2) высокий уровень подавления и даже насилия в
воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту; 3)
преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка; 4)
хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
А-Е.Личко
выделяет стили воспитания, способствующие появлению трудных
детей:
гиперопека различных
степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей
(его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании.
гипоопека, нередко
переходящая в безнадзорность;
ситуация, создающая
«золушек» в семье;
создание «кумира»
семьи: постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала
за весьма скромные успехи.
Б. Н. Алмазов выделяет
следующие типы неблагополучных семей:
семьи с
недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные
семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не
имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семья, где подросток или
юноша тратят много времени и сил на поддержание ее материального благополучия.
Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев,
когда в таких семьях вырастали нравственно совершенные люди. Но все же эти
семьи создают неблагоприятный фон для воспитания молодежи;
конфликтные
семьи: а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; б)
где один родитель нетерпим к манере поведения другого. В таких семьях дети
часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие
протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из
родителей;
нравственно
неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в
мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в
ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей
воле другого и т. п.;
педагогически
некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке
заменяют реальную картину его развития.
М.Раттер среди
обстоятельств, способствующих появлению трудных детей, отмечает семейные
травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них,
родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании,
нахождение в детском доме и т. д. Дети нередко усваивают не только
положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их
до крайностей. Они часто стараются сопоставить слова родителей с их делами
Г. П. Бочкарева
выделяет
семьи с
неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но
и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
семьи, в которых
нет эмоциональных контактов между ее членами, родители безразличны к
потребностям ребенка при внешней благополучное отношений. Ребенок в таких
случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
семьи
с нездоровой нравственной атмосферой. Ребенку прививаются социально
нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Как видим, в основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка.
Как поступить в школу
В 1-й класс
График приема заявлений в 1 класс МКОУ «Могильно – Посельская СОШ»
Понедельник 9.00 – 12.30
Среда 14.00 – 17.00
Начало приема — 4 марта 2014 г.
Перечень программ
Обучение в 1 – 4 классах организуется по Образовательной системе «Перспективная начальная школа»
Число мест при наборе в первые классы
Один класс 25 человек.
Внимание!!!
Прием заявлений в первый класс осуществляется при предъявлении полного пакета документов:
- Личное заявление родителей (законных представителей)
- Оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)
- Копия свидетельства о рождения ребенка
- Копия медицинского страхового полиса ребенка
- Оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории (форма №3, форма №8)
- Медицинская справка
Во 2-9 классы
Прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению
родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Прием детей, проживающих не на закрепленной за школой территории,
осуществляется при наличии свободных мест.
В профильные 10-11 классы
В школе существует два профиля обучения старшеклассников: это оборонно - спортивный
и социально - гуманитарный классы.
Соответственно, в каждом из этих классов есть профильные курсы:
в оборонно- спортивном классе это — Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности;
в социально-гуманитарном классе: Русский язык, Литература, История, Обществоведение, Право
В профильные классы принимаются обучающиеся:
— независимо от места их проживания,
— не имеющие медицинских заключений о состоянии здоровья, требующего щадящего режима учебных занятий,
— имеющие положительные текущие отметки по предметам учебного плана 9-го класса (для обучающихся МКОУ «Могильно – Посельская СОШ»);
— наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования и сдавшие не менее двух экзаменов по предметам, соответствующим профилю обучения.
Все предоставленные документы рассматриваются комиссией по зачислению обучающихся в профильные классы, в состав которой входят: администрация и учителя, задействованные в профильном обучении.
Необходимые документы:
1. |
Заявление обучающихся о зачислении в профильный класс, согласованное с родителями (законными представителями) |
2. |
Аттестат об основном общем образовании. |
3. |
Портфель (портфолио) учебных достижений обучающихся (при наличии). |
Комплектование профильных классов завершается 30 июня. В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием в период с 15 по 30 августа.
Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии по зачислению обучающихся в профильные классы. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии, присутствующих на заседании, подписывается всеми присутствующими на заседании членами.
«Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка»
Характер и нравственное поведение ребёнка-
Это слепок с характера родителей,
Он развивается в ответ на их характер и их поведение.
(Эрих Фромм)
По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы.
Сегодняшние дети в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются и младшего школьного возраста. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребёнка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребёнка, но и на всём образе его жизни, его поступках и поведении.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребёнку должна быть глубокая вера в своего ребёнка и доверие, не показное и фальшивое, а искренне и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Общая цель семьи и школы – воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. Задача школы – сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы - заложить в ребёнке понимание того, что школа – это определённая социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.
Перед школой, которая занимается вопросами образования, и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, образовательный опыт поколений и помочь самоопределиться. Таким образом, отсюда естественно вытекают вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. Это невозможно без нравственного воспитания.
Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нём родителей обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, уметь предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.
Слово-дело великое. Великое потому,
что словом можно соединить людей,
словом можно и разъединить их,
словом можно служить любви,
словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н. Толстой.
Нравственная ценность-это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.
Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм или эгоцентризм в нём будет преодолеваться.
Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к родине, к своему народу.
Нравственную установку ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением. Используя силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей.
Одной из самых важных нравственных потребностей. Является способность ребёнка и взрослого проявлять доброту на деле, а не словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождения образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Ещё одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести. Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое. Надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать нравственные развитые потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во – первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во – вторых , родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В – третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
В – четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Тест для родителей
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов
Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!
Это очень полезные и интересные слова. Просим Вас прочтите и не пожалеете.
Не важно, как жестоко вы погоняете вашу лошадь, как пришпориваете вы ее бока, не важно, как быстро она бежит; если вы мчитесь по кругу, вы не уйдете от той точки, в которой начали движение.
Суфийское высказывание
Посмотрите на собственную жизнь. Как вы реагируете на окрик, понукание, слезы? Какие чувства вызывают в вас холодность начальника, брюзжание родителей, капризы детей, резкость супруга? Как вы переносите предательство, измену, ложь? Вам знакомы страх, тревога, чувство вины? Вы знаете, что такое душевное одиночество? Вас тревожит состояние вашего здоровья? Вы бываете мнительны, раздражительны, нервозны? Как вы смотрите на разбитое зеркало, черную кошку, рассыпавшуюся соль, нежданное возвращение? Вас не мучает бессонница? Насколько тяжело вы переносите потерю друга, автомобиля, кошелька? А насколько полно удовлетворены ваши мечты и желания? Вы с удовольствием идете на работу? А возвращаетесь домой вы тоже с удовольствием? А у вас никогда не возникает желания все бросить и уехать куда-нибудь? Вам бывает просто плохо? - плохо, и все тут. Бывает? А вам знакомо ощущение, что «все достали»? А вы... Это перечисление можно продолжать до бесконечности. Теперь понимаете, что я не утрирую? И вывод здесь один: проблемы есть, и это надо признать.
Однажды Диоген зажег фонарь и стал бродить повсюду. Его спрашивали, зачем он это делает. Диоген отвечал: «Ищу человека».
А раз психологические проблемы и стрессы - это реалии современной жизни, нужно знать, как с этим справляться. Жизнь предъявляет нам свои требования и, кажется, не собирается сбрасывать темпы. Кто не поспевает за оборотами, тот попадает в ее жернова. А для того чтобы соответствовать этим оборотам, для того чтобы жить, нужно недюжинное психологическое здоровье. Поэтому, если вы не хотите отстать от поезда, все, что будет здесь написано, вам непременно понадобится.
Наш век психологи называют веком тревоги. И это действительно так. Все мы очень тревожны, хотя и не замечаем этого, потому что привыкли. Теперь нам это кажется почти нормальным. Но что в этом нормального? Нормальна только та жизнь, которая радует человека. Если же этого не происходит, значит, что-то не так... И, как мне кажется, я даже знаю, что именно.
Современная жизнь устроена таким образом, что мы все больше и больше чувствуем себя одинокими. Наш единственный собеседник - телевизор, но ведь это игра в одни ворота. Общение с телевизионными ведущими и героями романтических фильмов - фиктивное общение. Реальность подменяется суррогатом, а это не может не сказаться на нашем психическом здоровье. Взаимопонимание и взаимность теперь редки настолько, что их без всяких шуток пора заносить в Красную книгу, если, конечно, еще не поздно. На что лично я очень надеюсь.
А вот относительно нашего недалекого будущего ученые строят еще более ужасающие прогнозы. Они говорят, что человек XXI века - это человек, спящий в обнимку с компьютером. Прежде мы пели: «спят, обнявшись, человеки», теперь - «в постели с компьютером». Человек не может и не должен быть одинок. Человек - существо социальное, для него противоестественно испытывать одиночество! Но, к сожалению, даже самые печальные прогнозы более чем реальны, если мы не прислушаемся наконец к голосу разума и не одумаемся. Нам нужны чувства, истинные, человеческие: радость, нежность, любовь. Но единственное чувство, властно управляющее современным человеком, - это тревога.
Глубокие чувства, похороненные нами в себе, - это чувства, принадлежавшие тому ребенку, которым мы когда-то были, ребенку, пребывавшему невинным и свободным, ребенку, знавшему радость до той поры, пока его дух не был сломлен. Этот ребенок продолжает жить в наших сердцах, но мы потеряли с ним контакт.
Александр Лоуэн
Некоторых тревога толкает в тоску и уныние. У таких людей возникают депрессии, из которых очень непросто выбраться. Другие, продолжая сопротивляться, становятся озлобленными и агрессивными. Третьи ищут спасение в алкоголе и наркотиках. Все это симптомы бегства. Да, мы боимся такой жизни, которая не приносит нам счастья, пугает нас, и мы бежим от нее без оглядки. Но вы никогда не задумывались, от кого, собственно говоря, мы бежим. Психотерапия убедительно доказывает: мы бежим от самих себя, от своих желаний и надежд. Но это равносильно самоубийству, чем все мы, не понимая того, занимаемся. И поэтому все, что написано в этой книге, в конечном счете, - средство найти то главное, что все мы потеряли. Это способ обрести счастье, от которого мы отказались поневоле и которое мы теперь с такой обреченностью ищем...
***
Помните сказку о проданном смехе? Мы очень похожи на этого мальчишку, который обменял свой счастливый и озорной смех на богатство и положение (а большинство из нас на «прожиточный минимум»). Впрочем, есть и одно отличие: мальчик пошел на это сам, а нас фактически заставили отказаться от себя и от своей радости. Воспитание, диктат общественного мнения, страх поступить как-то не так, желание соответствовать идеалу - все это в конечном итоге подорвало основы нашего с вами существования. И единственный шанс вернуть все на свои места - это вновь обрести себя, свое истинное «Я», свой центр, свою сущность. И только в этом случае изменится окружающая нас жизнь. Если мы будем в мире с самим собой, то и со всем остальным мы тоже справимся. Нам придется отделить зерна от плевел, если мы хотим жить по-человечески.
Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни.
Абрахам Маслоу
Предлагаем Вам для семейного чтения
АНДРЕЙ КУРПАТОВ
СЧАСТЛИВ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ.
ПРАКТИКУМ ПО СИСТЕМНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Рекомендации для родителей.
- Дорожите любовью своего ребенка.
- Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов.
- Любите своего ребенка любым – неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
- Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него навык унижения, который он может использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
- Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка, тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим – плохая черта. От нее лучше избавиться уже в детстве.
- Не ругайте ребенка за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
- Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводит к боязни и ненависти.
- Обязательно проявляйте интерес к школе и классу, в котором учится ваш ребенок. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку или тройку.
- Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
- Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни происходят изменения.
- Помните, что самое большое счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей.
МЫ ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ.
Соц. педагог: Зимакова Н.Я.
Правовые основы противодействия молодежному экстремизму
Следует отметить, что пока правонарушения имеют место, сохраняется необходимость в применении правоохранительными органами государства принудительных мер в отношении правонарушителей, потому как «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права».
Молодые люди при достижении установленного законом возраста могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.
В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3 - «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутам или символики» и статья 20.29 - «производство и распространение экстремистских материалов».
Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2); организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.2(1)).
Уголовная ответственность предусмотрена за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы
статья 105 - убийство;
статья 111 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
статья 112 - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
статья 115 - умышленное причинение легкого вреда здоровью;
статья 116 - побои;
статья 117 - истязание;
статья 119 - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; статья 136 - нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина;
статья 148 - воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий;
статья 149 - воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;
статья 150 - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
статья 212 - массовые беспорядки;
статья 213 - хулиганство;
статья 214 - вандализм;
статья 239 - организация объединения, посягающего на личность и права граждан;
статья 243 - уничтожение или повреждение памятников истории и культуры;
статья 244 - надругательство над телами умерших и местами их захоронения;
статья 280 - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
статья 281 - диверсия;
статья 282 - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
статья 282.1 - организация экстремистского сообщества;
статья 282.2 - организация деятельности экстремистской организации;
статья 335 - нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;
статья 336 - оскорбление военнослужащего;
статья 357 - геноцид).
|
|