1. Пояснительная записка
Данная основная образовательная программа начального общего образования (ООП) разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ «Могильно-Посельская СОШ».
Образовательная программа начальной школы, работающей по УМК «Перспективная начальная школа», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009 г. рег. №17785.
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
1.1. Характеристика образовательной среды учреждения.
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное образовательное учреждение «Могильно-Посельская средняя общеобразовательная школа».
Учредителем является Администрация Большереченского муниципального района в лице муниципального учреждения «Комитет по образованию Аминистрации Большереченского муниципального района».
Обучение и воспитание в школе носят общедоступный и светский характер.
1.2. Цели, задачи, принципы реализации основной образовательной программы
Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» и на комплексное решение следующих задач:
– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
В основу реализации ООП положены следующие принципы:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.
Основу организации образовательного процесса составляют принципы:
– развития учащихся, которое в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;
– культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
– целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;
– спиралевидности, в соответствии с которым, формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.
1.3. Структура образовательной среды, внутренние и внешние связи школы.
МОУ «М-Посельская СОШ» была открыта в 1891 году. Это средняя общеобразовательная школа, обладающая своими примечательными традициями и связями с окружающим ее социумом: сельской библиотекой, М-Посельской амбулаторией, Домом культуры, почтой, ЗАО «Восход», Комитетом по молодежной политике, Советом общественности по работе с родителями и детьми, Большереченским ЦДТ, ДЮКПФ, историко-краеведческим музеем, зоопарком, «Стариной Сибирской», картинной галереей, детской школой искусств. Школа расположена от районного центра на расстоянии 25 км, от областного — 175 км.
Имеется структурное подразделение в деревне Моховое Озеро, расположенное в 18 км от школы.
Основной миссией школы является представление качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики Омской области, современным потребностям общества и каждого жителя Могильно-Посельского сельского поселения.
Родительская общественность разноплановая: служащие – 32%, рабочие – 37 %, есть безработные – 22 %; среднее специальное образование имеют - 32 %, высшее - 7 %.
1.4. Используемая система обучения
Система обучения «Перспективная начальная школа».
Комплект «Перспективная начальная школа» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в комплекте бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности, учёт возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др.
1.5. Источники социального заказа
- Государство;
- Муниципальные органы власти;
- Обучающиеся;
- Педагоги;
- Родители;
- Общественность сельской территории;
- Общественные организации;
- Средства массовой информации;
- Предприятия муниципального района;
- Учебные заведения области.
1.6. Условия реализации основной образовательной программы.
Возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 7-го или 8-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Приём детей в более раннем или более позднем возрасте осуществляется по решению учредителя МОУ «М-Посельская СОШ». При поступлении в 1-ый класс родители (законные представители) предоставляют:
- заявление родителей ( законных представителей) на имя директора школы;
- медицинскую справку по установленной законодательством форме;
- копия паспорта одного из родителей (законного представителя);
- копия свидетельства о рождении ребенка.
Наполняемость классов не превышает 15 человек.
Учебные занятия начинаются в 9.00. утра.
Занятия проводятся в специально отведённом кабинете, уроки физической культуры преподаются учителем физической культуры в спортивном зале.
Срок усвоения образовательных программ: начального общего образования – четыре года. Продолжительность учебного года составляет для 1 класса – 33 учебные недели, для 2 – 4 классов – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность урока для учащихся 1 – 4 классов – 35 минут. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 ч.,
во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 классе - 2 ч.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
- в середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 минут.
1.7. Адресность основной образовательной программы.
№п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Возраст на 1 сентября 2011 г. |
|
|
2011/2012 уч.год |
|
|
|
1. |
Байгужеков Ренат Кайербекович |
27.10.2004г. |
6 лет 10 месяцев |
|
|
2. |
Белугин Сергей Сергеевич |
15.07.2004г. |
7 лет 1 месяц |
|
|
3. |
Быков Олег Сергеевич |
01.03.2003г. |
8 лет 6 месяцев |
|
|
4. |
Горбунова София Исмаиловна |
16.07.2004г. |
7 лет 1 месяц |
|
|
5. |
Дедюхина Виктория Павловна |
06.05.2004г. |
7 лет 4 месяца |
|
|
6. |
Дмитриева Ксения Игоревна |
04.10.2004г. |
6 лет 10 месяцев |
|
7. |
Коновалова Камила Артуровна |
16.01.2004г. |
7лет 7месяцев |
8. |
Кузнецова Виолетта Александровна |
25.12.2004г. |
6 лет 8месяцев |
|
9. |
Лусников Анатолий Ильич |
04.09.2004г. |
7лет |
|
|
10. |
Маматулин ИльдарФаридович |
23.12.2003г. |
7 лет 8 месяцев |
|
|
11. |
Отраднов Василий Иванович |
11.11.2003г. |
7 лет 8месяцев |
|
|
12 |
Федяев Александр Николаевич |
02.01.2004г. |
7лет |
|
|
13 |
Хамченко Юлия Николаевна |
15.09.2004г. |
6 лет 11месяцев |
|
|
14 |
Шихов Артур Ризаевич |
17.05.2004г. |
7 лет 3 месяца |
|
|
15 |
Янукова Анастасия Сергеевна |
25.09.2004г. |
6 лет 11 месяцев |
|
|
Итого |
15 обучающихся
|
|
|
|
Состав обучающихся:
с. М-Посельское — 13 обучающихся
д. Рямовка — 1 обучающийся
д. Большемурлы – 1 обучающийся
Все учащиеся прошли медицинское обследование. По данным обследования в первый класс допущены все
1.8. Кадровый состав,
обеспечивающий реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
№ п.п. |
Ф.И.О. |
Должность |
Стаж |
Категория |
Ответственность |
1 |
Кислицын С.А. |
Директор |
21год |
I категория |
Управление реализацией основной образовательной программой |
2. |
Никифорова И.В. |
Заместитель директора по УВР |
24 года |
I категория |
Контроль за реализацией основной образовательной программой |
3 |
Полозкова Т.А. |
Заместитель директора по ВР |
30 лет |
высшая категория |
Контроль за реализацией воспитательной внеурочной деятельности основной образовательной программы |
4 |
Янукова И.Г. |
Учитель начальных классов |
1 год |
|
Преподавание предметов |
5 |
Ахмедова Л.Н. |
Учитель начальных классов |
26лет |
I категория |
Преподавание предметов |
6 |
Васильева С.А. |
Учитель начальных классов |
25 лет |
|
Преподавание предметов |
7 |
Соболькова Е.И. |
Учитель начальных классов |
22 года |
II категория |
Преподавание предметов |
8 |
АхметоваБ.Н. |
Учитель начальных классов |
11лет |
|
Преподавание предметов |
9 |
Лопухов А.А. |
Учитель физической культуры |
18лет |
I категория |
Преподавание физической культуры |
Итого: |
|
9 |
Внеурочная деятельность
Внеучебная деятельность |
Направления
классы |
Кол-во часов |
Ф.И.О., должность |
Спортивно-оздоровительное
Непоседы |
1 |
Лопухов А.А.., учитель физической культуры |
Общекультурное
Юные актеры |
1 |
Короткова О.Ф., учитель русского языка и литературы |
Общеинтеллектуальное
Почемучка |
1 |
Янукова И.Г., учитель начальных классов |
Духовно-нравственное
Юный патриот |
1 |
Самбрат Н.С., учитель истории |
Социальное
Юные инспектора дорожного движения |
1 |
Резина ЮВ., старшая вожатая |
В с е г о |
5 |
|
1.9.Требования к комплектованию классов.
В соответствии с требованиями САНПИН 2.4.2.2821-10 предполагается организовать следующую комплектацию:
МОУ «М-Посельская СОШ»
№ п.п. |
Классы
в класс-комплект |
Количество обучающихся
в классе-комплекте |
|
1 |
1 |
15 |
2 |
1 |
24 |
3 |
1 |
15 |
4 |
1 |
19 |
Итого |
4 класс-комплекта |
73 |
МОУ «Моховоозерская НОШ» (структурное подразделение)
№ п.п. |
Классы в класс-комплект |
Количество обучающихся в классе-комплекте |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
Итого |
3 класс-комплекта |
4 |
|
|