Могильно-Посельская средняя школа
 
 
Приветствуем вас на нашем сайте

8. Программа коррекционной работы
 Пояснительная записка
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.
Задачи программы
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов,  организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья»2, «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».3 Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельнос ти, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.
Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:
1. Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном учреждении;
2. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития).
3. Коррекция недостатков в физическом развитии.
4 В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
· Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся
– другие трудности…
· Гуманистической направленности: опора на потенциальные
возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций
успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
· Педагогической целесообразности: создание программы
«Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий
педагогического коллектива (учитель, врач, социальный педагог и др.).
Программа коррекционной деятельности  позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося. Для организации коррекционно-развивающей работы могу быть использованы Технологии Мультимедиа. Они позволяют интегрировано представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок);
усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального
контроля за ходом деятельности ученика.

8.1. Общая характеристика трудностей обучения  по основным предметам школьного курса.
 Трудности в обучении чтению, письму
- замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или
восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму
движения руки);
1 класс –
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;
1 класс – ___________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
5 Дается характеристика трудностей, обнаруженных у детей данного образовательного учреждения
6 Записываются фамилии и имена детей, имеющих трудность в начале учебного года
7 Перечисляются фамилии всех детей данного класса, имеющ их эту трудность
- перестановки букв и слогов;
1 класс – ____________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- неправильная постановка ударения в слове;
1 класс – ___________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- нарушения понимания прочитанного;
1 класс – ____________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- аграмматизмы при письме и чтении;
1 класс – ___________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- нарушение границ слов.
1 класс – ____________________________________
2 класс______________________________________
3 класс________________________________
4 класс______________________________________

 

Трудности при усвоении родного языка
- недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов,
низкий словарный запас;
1 класс______________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при
формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
– смысловые, грамматические, орфографические ошибки при
письменном оформлении высказывания;
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и
согласных звуков;
– труднос ти разбора слова по составу, формальный подход учащегося
к определению частей слова;
- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями,
трудности при подборе родственных слов;
- затруднения при определении грамматических признаков различных
частей речи, неразличение частей речи;
- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам
существительным;
– неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по
цели высказывания и по интонации;
- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в
предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от
места и типа орфограммы;
- несформированность навыка применять знание орфограмм при
письме под диктовку, при записи собственного текста;

Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.
- неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях
текста;
1 класс______________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное
утверждение;
- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения,
обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы координации имеющихся житейских представлений с
информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда
предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте
информацией;
- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от
типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-
популярного текс та.
- трудности в работе с текстами-инс трукциями, с информацией,
представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

Трудности в изучении математики

– неспособность записать число (величину) и дать его (ее)
характеристику
1 класс______________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
– проблемы пространственной ориентировки, неразличение,
неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
– смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и
разность и т.п.);
– неспособность установить зависимость между величинами (часть-
целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном
движении; цена-количес тво стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2
действия;
– неумение пользоваться математической терминологией;
– неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения
арифметического действия;
– неумение использовать свойства арифметических действий при
выполнении вычислений;
– неспособность установить порядок дейс твий в числовом выражении и
найти его значение с использованием изученных алгоритмов;
– проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше,
выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …»,
«на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
– неумение включиться в учебную работу; неспособность
самостоятельно начать выполнение задания;
– неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и
помощи;
– непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание
(состоящее из нескольких простых);
– недостаточная осознаннос ть в усвоении и применении алгоритмов
(правил);
– неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при
решении стандартных учебных и практических задач;
– неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе
его выполнения (неполное выполнение задания);
– смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение
последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
– подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
– неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения
задания;
– неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить
– неумение применить знания в нестандартной ситуации;
– неумение решить учебную задачу с использованием «другого
приема (способа), сравнить решения по степени рациональности
.
Общая характеристика трудностей межличностных
отношений                
Характер взаимодействия ученика и учителя:
– непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого),
психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения
Портрет учителя»);
– боязнь критики, негативной оценки;
– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
– эгоцентричность, неумение общаться,
– повышенная тревожность (по результатам выполнения теста
«Цветные шарики»);
– неумение с троить совместную деятельнос ть (по результатам
выполнения тес та «Рукавички»);
– заниженная (завышенная) самооценка (по результатам выполнения
тес та «Лестница», «Семья»).
– другие труднос ти…

8.2. Основные направления коррекционной деятельности образовательного
учреждения

1. Работа объединенной школьной комиссии (директор школы,
учитель, врач, социальный педагог) по анализу
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии – сентябрь;
2. Проведение педагогической диагностики успешности обучения
младших школьников и анализ ее результатов – сентябрь, декабрь, май.
Используются материалы педагогической диагностики обучения
младших школьников, разработанные авторами УМК «Перспективная начальная школа», проверочные тестовые работы, материалы методических
пособий для учителей, работающих по УМК.
Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по
обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения – сентябрь,
декабрь, май;
3. Разработка программ индивидуальных траекторий развития,
включающих:
· Программы индивидуальной траектории преодоления
предметных трудностей в обучении (Приложение 1.1-1.2.);
· Программы индивидуальной траектории преодоления
общеучебных трудностей в обучении (Приложение 1.3.);
· Программы индивидуальной помощи детям с трудностями
межличностного взаимодействия (Приложение 2);
· Программы педагогической поддержки хорошо успевающих
детей (Приложение 3);
· Разработка программ помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья и физического развития (См. соответствующую
программу ООП НОО); анализ успешности их реализации – в течение года;
При разработке коррекционных программ учитываются условия
успешного проведения коррекционно-развивающей работы.
4. Проведение мероприятий с целью расширения педагогических
знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом
педагогическом внимании – в течение года.

Мероприятия по работе с семьей
Родительские собрания.
1) «Психология младшего школьника, испытывающего
трудности обучения и общения»;
2) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в
условиях его недостаточного физического и психического развития»;
3) «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями
здоровья»;
Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Круглогодичный «Родительский семинар». Ежемесячные
(ежеквартальные) встречи родителей с представителями педагогического
коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным
педагогом, школьным психологом, врачами (невропатолог, педиатр и др.)),
представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и
развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы:
«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя
работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на
улице» и др.
Индивидуальные консультации социального педагога, учителя, завуча (дается расписание дней
консультаций).
Расписание консультаций____________________________
Дни и время консультаций___________________________
__________________________________________________
Постоянно действующая книжная выставка для родителей.
Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я -
ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в
(с)… » и пр.)
Классный родительский уголок (Рубрики «Чему мы учимся
(научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к
празднику…», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым,
вежливым) …» и пр.)
5. Работа по повышению квалификации педагогического коллектива с
учетом особеннос тей контингента обучающихся – в течение года.
Проведение школьных Педагогических советов.
Темы педагогических советов:
1) Диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая)
готовности к обучению, успешности обучения младших школьников;
2) Психологические особенности обучения и воспитания детей с
особыми возможностями обучения и развития;
3) Анализ урока в классе, в котором обучаются дети с особыми
образовательными возможностями;
– Организация текущего и итогового контроля при обучении детей с
разным уровнем успеваемости.
Участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам
обучения детей с особыми образовательными возможностями (в
учреждениях послевузовской подготовки)
Обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями.
В образовательном учреждении обучение ведется по системе
учебников «Школа России». Предполагается использование
средств обучения, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию
учебной работы на уроке и во внеурочное время: учебники (рубрики
«Трудное задание», «Работа в парах» и др.), рабочие тетради, а также
коррекционно-развивающие тетради и факультативные курсы по
направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

 

 
МОУ "Могильно-Посельская СОШ" тел;(38169)33596 e-meil mpsosh@gmail.com

главная ||контакты ||учебный план школы ||форум ||поддержка
 
Сайт управляется системой uCoz