Могильно-Посельская средняя школа
 
 
Приветствуем вас на нашем сайте

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Она обеспечивает: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня; формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  •  активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем,   взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми
         Основные направления деятельности педагогического коллектива:
1. Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью (формирование навыков здорового образа жизни и активной жизненной позиции, гражданской ответственности).
2.     Создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей  среды.
Реализуя принцип «здоровый учитель - здоровые дети», в данном разделе программы считаем целесообразным обратить внимание на распределение обучающихся по группам здоровья, по физкультурным группам.

7.1.Базовая модель организации работы образовательного учреждения
по формирования у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни.
Первый этап – анализ состояния и планирования работы образовательное учреждение поданному направлен6ию, в том числе по:
- организация режима дня детей, их нагрузка, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактики вредных привычек;
- организация просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
- выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учетом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения
1. Просветительско-воспитательная работы с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
- внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться неурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- проведение дней здоровья, конкурса, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни
- создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленное на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепление здоровья детей включает:
- проведение лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;
- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий спортивных соревнований.
           
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Организация деятельности направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжение и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузке (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалиста;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпы развития и темпы деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
- организация часа активных движений (динамической паузы) между третьим и четвертым уроками;
- организация занятий по лечебной физкультуре;
- организация динамических перемен;
- утверждение комплекса физкультминуток на уроках;
- положение о работе спортивных секций;
- положение о днях спорта, проведение соревнований, олимпиад и т.д.;
- организация занятий по лечебной физкультуре.
 
7.2.Структура системной работы по формированию  культуры здорового и безопасного образа жизни   на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков  – по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует  формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Основные направления программы:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Задача:  обеспечение соответствия санитарно-гигиеническим нормам здания  и помещений

  • Создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса соответствующих не только требованиям СанПиН, но и индивидуальным особенностям ребенка,  создание благоприятного психологического климата; социально- педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов выявленных в процессе исследования.
  • Обеспечение рационального и сбалансированного питания.
  • Создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющая права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья.
  • Обследование детей, поступающих в первые классы. Выделение детей группы «педагогического риска».
  • Диагностика и мониторинг состояния здоровья обучающихся.
  •  Организация проведение профилактических прививок обучающимся и проведение противоэпидемиологических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний.
  •  Организация проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.
  • Организация и проведение контроля выполнения санитарно-гигиенических правил.
  •   Улучшение ассортимента блюд, обеспечение витаминизации и йодирования питания.
  •  Улучшение материально-технической базы образовательного учреждения.

 
Одна из важнейших задач  школы – безопасность учебно-воспитательного процесса.  Для её обеспечения  принимаются соответствующие меры. В первую очередь – это учебно-тренировочные занятия по эвакуации на случай возникновения пожара или иной ЧС, которые проводятся 2 раза в год.  Оформлен уголок наглядной агитации по ППБ, по оказанию  первой помощи при   травмах, о поведении человека в случае возникновения ЧС. 
Школа оборудована автоматической пожарной сигнализацией (со звуковым оповещением и световыми указателями), укомплектована первичными средствами пожаротушения, согласно требованиям ГПН.   Здание  школы охраняется  сторожами, являющимися штатными работниками образовательного учреждения. Разработан и утвержден план действий при возникновении чрезвычайных ситуациях.

 

          2.   Организация рациональной учебной и внеучебной деятельности
Задача: создание условий для снижения функционального напряжения и утомления, снятие перегрузки обучающихся и нормального чередования труда и отдыха.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

  • Составление расписания звонков, уроков, факультативных, групповых занятий  с учетом санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.
  • Составление графика проведения контрольных работ.
  • Совершенствование календарно-тематического планирования с включением вопросов охраны здоровья, нормирования учебной нагрузки, дозирования домашнего задания с целью предотвращения перегрузки  обучающихся.
  •  Совершенствование плана воспитательной работы классных руководителей с включением в него раздела по формированию у обучающихся здорового образа жизни, укреплению здоровья.
  •    Мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей жизнедеятельности в ОУ.
  •  Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание обучающихся.
  • Повышение психологической компетенции педагогов по внедрению современных здоровьесберегающих технологий (проведение проблемных семинаров).
  • Повышение социально-психологической   компетенции учителей, классных руководителей, родителей по проблеме сохранения и укрепления  здоровья детей.
  • Соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

3.  Организация  эффективной    физкультурно-оздоровительной работы
Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов

Система физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении  направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  •  организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, минуток здоровья, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных кружков и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, спортивных праздников, походов и т. п.);
  •     активизация работы по обеспечению безопасности обучающихся во время занятий физической культурой, спортивных мероприятий (правила техники безопасности при выполнении различных упражнений, смены видов спортивной деятельности, замена устаревшего оборудования и т.д.).

         4.     Реализация дополнительных образовательных  программ
Задача:  внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, напрвленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

  •   Мониторинг уровня здоровья обучающихся  и оценка уровня нарушений зрения и осанки.
  • Проведение психолого-педагогических  консилиумов «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе». 
  • Выявление актуальных для школы запросов по психологическому, социальному, валеологическому сопровождению.
  • Организация взаимодействия обучающихся  с социальными центрами в рамках укрепления и сохранения здоровья.
  •  Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: включение в работу классных руководителей программ ЗОЖ.
  •  Реализация программы школы по сохранению и укреплению здоровья.
  •   «Уроки здоровья»,  Дни здоровья,   тематические конкурсы плакатов и рисунков.
  • Отслеживание успеваемости с учетом диагностики психического и физического развитияобучающихся.
  • Продолжить изучение основ здорового образа жизни на уроках окружающего мира, физической культуры и др.
  • Организация и проведение контроля выполнения санитарно-гигиенических требований.

 

        5.  Просветительская работа с родителями  (законными представителями)
Задача: просвещение родителей по вопросам формирования у детей основ здорового образа жизни в семье.

  Складывающаяся  система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  •      проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе  по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  •      проведение совместных спортивных праздников.

 

7.3. Содержание работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

            Содержание работы администрации ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

1.    Владение информацией о состоянии здоровья обучающихся.
2.  Разработка  совместно с медицинским работником оздоровительных мероприятий в пределах школы, обеспечение их выполнения.
3. Обеспечение текущего контроля выполнения гигиенических требований, предъявляемых к урочной и внеурочной деятельности всеми педагогами школы и техническим персоналом.
4. Умение проводить экспертизу учебного процесса, педагогических технологий и анализ каждого урока с точки зрения их влияния на здоровье обучающихся.
             Содержание работы классного руководителя по состоянию и укреплению здоровья учащихся.
1.    Знание состояния здоровья обучающихся;
2. Информирование преподавателей-предметников о физическом состоянии здоровья обучающихся класса;
3.    Создание условий для формирования у обучающихся потребность в здоровом образе жизни;
4.       Проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
            Содержание работы учителя-предметника, учителя начальных классов по сохранению и укреплению здоровья детей.

  • Обязан знать состояние здоровья обучающихся.
  • Обязан уметь оказать ребенку первую медицинскую помощь.
  • Проводить физкультминутки, минутки здоровья.
  • Чередовать формы работы на уроке.
  • Создавать комфортность для каждого обучающегося.
  • Соблюдать релаксацию и рефлексию учебного процесса.
  • Проводить смену телоположения  обучающихся.
  • Обеспечивать проветривание и освещенность кабинетов.
  • Использовать активные формы работы с обучающимися на уроке.
  • Проводить зарядки до уроков 1-4 классов.
  • Соблюдать объем домашних заданий в соответствии с СанПиН.
  • Применять на уроках новые педагогические технологии, сохраняющие здоровье детей. 

     Содержание работы преподавателя физической культуры по сохранению и укреплению здоровья детей.

  •  Обязан знать, как учитель-предметник, особенности состояния здоровья детей.
  • Учитывать индивидуальные особенности состояния здоровья обучающихся  в учебном процессе.
  •   Наблюдая за детьми во время урока, учитель должен направлять нуждающихся в экстренной помощи детей к медицинскому работнику ФАП с. Клементьево.
  •  Учитывая результаты психолого-педагогической и медицинской диагностики обучающихся, должен корректировать программу, формы и приемы работы в интересах укрепления здоровья обучающихся.
  •  Должен уметь проводить экспертизу учебного процесса,  педагогических технологий и анализ урока с точки зрения их влияния на здоровье школьника.
  • Уметь оказать ребенку первую медицинскую помощь.

7.4. Ожидаемые результаты реализации программы
- создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей не только сохранению, но и развитию физического и психического здоровья детей;
- снижение общей заболеваемости и ЧБД;
- снижение травматизма в школе;
- выработка устойчивости к сезонным заболеваниям (ОРВИ, ОРЗ и др.);
- значительное повышение качества успеваемости усвоения материала базового учебного плана;
- исключение фактов наркомании, токсикомании, венерических заболеваний в жизни школьников;
- формирование у педагогов потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с обучающимися в процессе обучения;
-  активное включение родителей в совместную работу по программе «Здоровье».

 

 
МОУ "Могильно-Посельская СОШ" тел;(38169)33596 e-meil mpsosh@gmail.com

главная ||контакты ||учебный план школы ||форум ||поддержка
 
Сайт управляется системой uCoz