Могильно-Посельская средняя школа
 
 
Приветствуем вас на нашем сайте

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Пояснительная записка
            Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего образования МОУ  «Могильно-Посельская СОШ» (далее «школа») являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • ежегодные посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»;

При организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся  в школе основополагающими являются определенные в Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России:

  • современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
  • система базовых национальных ценностей:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
человечество — мир во всём мире, многообразие культур народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
6.1.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:
1.  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2.  Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3.  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
С учетом сложившихся традиций и уклада школьной жизни приоритетным направлением духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Основными формами деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся являются:
в 1-ом классе - мероприятия, формирующие социальные знания через взаимодействие обучающегося со своим учителем (уроки Знаний, уроки России, уроки мужества, беседы на этические и нравственные темы, клубы юных Почемучек)
Педагогический коллектив школы на основе обоснованного и сформулированного Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России современного национального воспитательного идеала, с учетом особенностей первой ступени  общего образования будет решать вопросы сохранения значимости игровой деятельности, освоения новой социальной позиции, расширения сферы общения с окружающим миром, развитием потребностей в общении,  познании, социальном признании и самовыражении, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, становления основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
6.2. Цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания  обучающихся
ЦЕЛЬЮ духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования является социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
     Основными задачами являются:
- формирование личностной культуры, в т.ч. готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- формирование социальной культуры, в т.ч. осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- формирование семейной культуры, в т.ч.  понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям,     забота о младших и старших, ответственность за другого человека; формировать   духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
6.3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю (своей малой родине), служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основное содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах гражданского общества, их роли в жизни общества. О его важных законах, символах государства.

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, о символах Российской Федерации и Омской области ( на плактах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов)

Ценностное отношение к России, соему народу, соему краю, отеческому культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению

Уважительное отношение к русскому языку, как государственному, так и к языку интернационального общения

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и  образа жизни ( в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национальн-культурных праздников)

Опыт социальной и межкультурной коммуникации

Элементарные представления о народах России, об их исторической борьбе, о единстве народов нашей страны, национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечателных людей ( в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов,, путешествий по историческим и памятным местам)

Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры

Любовь к школе, своему селу, народу, России; уважение к защитникам страны

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством ( в поцессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников)

Опыт ролевого взаимодейстия и реализации гражданской, патриотической позиции

Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей

Знакомство с правилами поведения в школе, дома, общественных местах ( в прцессе бесед, просмотра кинофильмов, организации и проведении конкурсов, сюжетно-ролевых игр)

Начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища

 

6.4.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности:  нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 

Основное содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях

Получение первоначального представления о базовых национальных российских ценностях отеческой культуры, традиционных моральных нормах российской культуры(в процессе бесед, чтения книг, экскурсий, заочных путешествий, литературно-музыкалных композиций изучения предметов)

Начальное представление о моральных нормах и правилах поведения

Различие хороших и плохих поступков

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей

Представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественном месте, на природе

Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятиях, направленных на формировние представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры

Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное оношение к сверстникам  и младшим. Знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным. Стремление избегать плохих поступков,не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и анализировать его

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношенийв коллективе класса и образовательного учреждения – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружеской игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретении опыта совместной деятельности

Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим

Бережное и гуманное отношение ко всему живому

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе

Неравнодушие к жизненным трудностям других людей, сочуствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации

6.5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности:  уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.


Основное содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества

Получение первоначального представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе экскурсий по сельской местности, производственным предприятиям, встреч с представителями разных профессий

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие

Уважение к труду и творчеству в жизни человека и общества

Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми

Умение соблюдать порядок на робочем месте, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам

Приобретают навыки и умения самообслуживания в школе и дома

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личносно значимой деятельности

Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей

Приорбретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения

Мотивация к самореализации в социальном творчестве познавательной и практической, общественно полезной деятельности

6.6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности:  родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.


Основное содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях. Традициях этического отношения к природе и культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственног отношения к природе

Ценностное отношение к природе  и всем формам жизни

Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Ценностное отношение к природе

Элементарный опыт природоохранительной деятельности

Получение первоначального опыта участия в природно-охранительной деятельности

Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства

Бережное отношение к растениям и животным

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях

Личный опыт участия в экологических проектах

6.7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности:  красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.


Основное содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Представление о душевной и физической красоте человека

Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России

Первоначальные умения видеть красоту в окружающеи виде, в поведении и поступках людей, об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры

Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества

Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой

Первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе

Интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям

Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности

Первоначальные представления об эстетических и културных ценностях отеческой культуры

Интерес к занятиям художественным творчеством

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности и формах художественного творчества

Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества

Стремление к опрятному внешнему виду. Отрицательное отношение к негативным поступкам  и неряшливости

Получение о элементарных представлений о стиле одежды, как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Учасие в художественном оформлении помещений

Первоначальныхй опыт представлений о стиле одежды.

 

 

 

6.8. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.


Основное содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников

Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей

Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества

Участие в беседах о занчении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья

Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека

Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня

Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха

Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности

Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях

Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки

Первоначальное представление о роли фиической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества

Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой

Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоравливающим влиянием природных факторов, экологически грамотного питания

Первоначальное представление о роли фиической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества

Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется по итогам обучения в начальной школе.

 

 

 
МОУ "Могильно-Посельская СОШ" тел;(38169)33596 e-meil mpsosh@gmail.com

главная ||контакты ||учебный план школы ||форум ||поддержка
 
Сайт управляется системой uCoz