6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Могильно-Посельская СОШ» (далее «школа») являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- ежегодные посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»;
При организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в школе основополагающими являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
- система базовых национальных ценностей:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
человечество — мир во всём мире, многообразие культур народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
6.1.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
С учетом сложившихся традиций и уклада школьной жизни приоритетным направлением духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Основными формами деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся являются:
в 1-ом классе - мероприятия, формирующие социальные знания через взаимодействие обучающегося со своим учителем (уроки Знаний, уроки России, уроки мужества, беседы на этические и нравственные темы, клубы юных Почемучек)
Педагогический коллектив школы на основе обоснованного и сформулированного Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России современного национального воспитательного идеала, с учетом особенностей первой ступени общего образования будет решать вопросы сохранения значимости игровой деятельности, освоения новой социальной позиции, расширения сферы общения с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, становления основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
6.2. Цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
ЦЕЛЬЮ духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования является социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основными задачами являются:
- формирование личностной культуры, в т.ч. готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- формирование социальной культуры, в т.ч. осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- формирование семейной культуры, в т.ч. понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; формировать духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
6.3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю (своей малой родине), служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Основное содержание |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах гражданского общества, их роли в жизни общества. О его важных законах, символах государства. |
Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, о символах Российской Федерации и Омской области ( на плактах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов) |
Ценностное отношение к России, соему народу, соему краю, отеческому культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению |
Уважительное отношение к русскому языку, как государственному, так и к языку интернационального общения |
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни ( в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национальн-культурных праздников) |
Опыт социальной и межкультурной коммуникации |
Элементарные представления о народах России, об их исторической борьбе, о единстве народов нашей страны, национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов |
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечателных людей ( в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов,, путешествий по историческим и памятным местам) |
Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры |
Любовь к школе, своему селу, народу, России; уважение к защитникам страны |
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством ( в поцессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников) |
Опыт ролевого взаимодейстия и реализации гражданской, патриотической позиции |
Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей |
Знакомство с правилами поведения в школе, дома, общественных местах ( в прцессе бесед, просмотра кинофильмов, организации и проведении конкурсов, сюжетно-ролевых игр) |
Начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища |
6.4.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Основное содержание |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях |
Получение первоначального представления о базовых национальных российских ценностях отеческой культуры, традиционных моральных нормах российской культуры(в процессе бесед, чтения книг, экскурсий, заочных путешествий, литературно-музыкалных композиций изучения предметов) |
Начальное представление о моральных нормах и правилах поведения |
Различие хороших и плохих поступков |
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков |
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей |
Представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественном месте, на природе |
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятиях, направленных на формировние представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия |
Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры |
Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное оношение к сверстникам и младшим. Знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным. Стремление избегать плохих поступков,не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и анализировать его |
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношенийв коллективе класса и образовательного учреждения – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружеской игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретении опыта совместной деятельности |
Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим |
Бережное и гуманное отношение ко всему живому |
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе |
Неравнодушие к жизненным трудностям других людей, сочуствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации |
6.5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Основное содержание |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества |
Получение первоначального представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе экскурсий по сельской местности, производственным предприятиям, встреч с представителями разных профессий |
Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие |
Уважение к труду и творчеству в жизни человека и общества |
Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. |
Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми |
Умение соблюдать порядок на робочем месте, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам |
Приобретают навыки и умения самообслуживания в школе и дома |
Первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личносно значимой деятельности |
Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей |
Приорбретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения |
Мотивация к самореализации в социальном творчестве познавательной и практической, общественно полезной деятельности |
6.6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Основное содержание |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе |
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях. Традициях этического отношения к природе и культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой |
Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственног отношения к природе |
Ценностное отношение к природе и всем формам жизни |
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе |
Ценностное отношение к природе |
Элементарный опыт природоохранительной деятельности |
Получение первоначального опыта участия в природно-охранительной деятельности |
Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства |
Бережное отношение к растениям и животным |
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях |
Личный опыт участия в экологических проектах |
6.7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Основное содержание |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Представление о душевной и физической красоте человека |
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России |
Первоначальные умения видеть красоту в окружающеи виде, в поведении и поступках людей, об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры |
Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества |
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой |
Первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе |
Интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям |
Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности |
Первоначальные представления об эстетических и културных ценностях отеческой культуры |
Интерес к занятиям художественным творчеством |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности и формах художественного творчества |
Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества |
Стремление к опрятному внешнему виду. Отрицательное отношение к негативным поступкам и неряшливости |
Получение о элементарных представлений о стиле одежды, как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Учасие в художественном оформлении помещений |
Первоначальныхй опыт представлений о стиле одежды. |
|
|
|
6.8. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Основное содержание |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников |
Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья |
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей |
Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества |
Участие в беседах о занчении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья |
Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека |
Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня |
Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха |
Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности |
Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях |
Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки |
Первоначальное представление о роли фиической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества |
Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой |
Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоравливающим влиянием природных факторов, экологически грамотного питания |
Первоначальное представление о роли фиической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества |
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется по итогам обучения в начальной школе.
|
|